Кроме мобильных телефонов с базовым функционалом любой из нас сегодня может обзавестись еще и смартфонами, модемами, планшетами, нетбуками, фоторамками, ридерами и другими «подключенными» устройствами – сегодня ими пестрят полки магазинов. Мог ли кто-то еще десять лет тому назад представить все это изобилие выбора? Мало того, если раньше, покупая телефон, мы получали «завершенное» устройство, пользоваться которым можно было научиться за несколько дней или даже часов знакомства, то с момента, когда программное обеспечение стало возможным подгружать в смартфон, функционал устройств стал поистине безграничным. По крайней мере, потенциально. Это настоящее, сегодняшний день. Теперь попробуем, отталкиваясь от предыстории, представить – куда движется мир мобильных гаджетов и какими будут наши абонентские устройства через несколько лет?
Для начала выскажу 2 соображения. Первое: с момента, когда мобильные телефоны стали в меньшей степени напоминать телефоны и, в большей – компьютеры, развитие абонентских устройств просто обязано повторять путь развития компьютерной техники. Они двинутся по той же спирали развития, в частности, от централизации вычислительных мощностей к децентрализации и обратно. Сейчас, похоже, маятник эволюции собирается качнуться от «мощности на борту» к «мощности в облаке». Именно здесь наметилась возможность убить двух зайцев одним выстрелом – дать абоненту устройство с практически неограниченным вычислительным и информационным потенциалом, но при этом минимизировать энергопотребление, повысив до комфортного время автономной работы такого устройства. Если телефон будет только терминалом, подключенным к облачному компьютеру, требования и к памяти, и к встроенному процессору становятся минимальными. Лишь бы оператор обеспечивал надежную и быструю передачу данных.
Второе: очевидная вещь, которая нуждается в совершенствовании и, следовательно, будет совершенствоваться – это интерфейсы. На сегодняшний день основные неудобства связаны с вводом и выводом текстовой информации – абоненты привычно критикуют небольшие дисплеи телефонов, где помещается не так уж много информации, и клавиатуры – экранные или кнопочные. И те и другие достаточно неудобны для ввода текстовой и другой информации, особенно если это надо сделать быстро. Сейчас уже дело понемногу идет к тому, чтобы управлять телефоном голосовыми командами. Для этого нужно, чтобы телефону была постоянно доступна связь с «облаком», а остальное – дело техники, тот же «Голосовой поиск» от Google уже неплох, а технологии все совершенствуются. Голос – не панацея, но других существенных нововведений, думаю, придется подождать еще лет 10 или более. Тогда можно будет рассчитывать на ввод текстов и команд управления почти фантастическим образом – скажем, вы только взглянули на экранную клавиатуру, а встроенный в аппарат сканер по положению и движениям хрусталика глаза, нейроимпульсам мозга, микромоторике пальцев или совокупности этих данных безошибочно прогнозирует, какое слово вы набираете – что-то вроде Т9, но бесконтактно. Первые опыты такого рода – игровой OCZ Neural Impulse Actuator, самоходное кресло для полностью парализованных инвалидов EFPL и другие системы BCI (brain-to-computer interfaces – интерфейсы «мозг-компьютер»).
А вот с выводом информации – вариантов просматривается немало. В ближайшие годы будут, вероятно, конкурировать две основных технологии. Появятся мобильные гаджеты (те же смартфоны) с гибким выдвижным экраном, всего года через три ожидаются первые гибкие экраны на основе квантовых точек от Samsung, занимаются этой темой и в LG, Philips и других компаниях. С другой стороны, почти идеальным решением представляются очки или монокли со встроенными дисплеями или проекторами на сетчатку, которые будут «общаться» с телефоном вначале по проводку, а затем и по беспроводной связи. Такой крошечный экран возле глаза, в восприятии пользователя, почти не будет отличаться от стандартного компьютерного экрана – и по размерам и по качеству картинки. Очки с прозрачными и непрозрачными стеклами-экранами выпускаются давно, пока что для компьютеров, разрешение таких наглазных дисплеев 640 х 480 и выше. Есть первая ласточка и для телефона – внешний экран Sony Ericsson LiveView. Пока что размерами он сравним разве что с наручными часами, а разрешение более, чем скромное – 128 х 128, зато связь со смартфоном беспроводная – по Bluetooth!
Это в ближайшей перспективе. Далее, это вполне можно предположить, сигнал от устройства связи пойдет на дисплей в виде очков или шлема, которые будут по многу часов закрывать верхнюю часть лица человека. Прототипы уже есть, очки и шлемы виртуальной реальности с разрешением 800 х 600 на базе OLED-дисплеев уже несколько лет, как продаются (например, продукты компаний BFi, KOPIN, Scalar и другие), хотя особого распространения пока не получили – цена в несколько сотен долларов, высокая усталость глаз и общая непривычность пока отпугивает покупателей. Но постепенно качество таких изделий вырастет, цена чуть сократится и можно будет ожидать массового спроса. По крайней мере, жителям мегаполиса без этих устройств не обойтись. Картинки из «реальности» и «виртуальности» будут микшироваться, в зависимости от ситуации, этому уже и термин придумали - «дополнительная реальность» (хотя правильнее менее распространенный вариант «дополненная реальность»). Возможна «синтезированная реальность», когда видимая картинка будет мало похожа на окружающее, не считая базовых параметров пространства и основных элементов. Скажем, если вы живете в помещении с грязными стенами из железобетона, то в очках или шлеме вы сможете постоянно видеть стены из поделочного камня или ценных пород дерева.